История иконы "Скоропослушница"
История иконы
Икона Божией Матери, именуемая "Скоропослушница" - древний чудотворный образ, находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: "С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений". Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание - являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.
На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы "Скоропослушница". Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования.
В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери "Скоропослушница".
В Россию списки с иконы в большом числе стали поступать с Афона в XIX веке. Они всюду пользовались большой любовью и почитанием, многие прославились чудесами — особенно исцелениями от падучей и беснования. Списков существовало много, но ниже перечислены лишь наиболее известные из них.
Как так вышло, что в монастыре Дохиар чудотворных икон Божией Матери «Скоропослушница» — две?
Когда нынешняя братия монастыря во главе с архимандритом Григорием пришли в Дохиар, они спрашивали у старых отцов: с какого времени икона в таком виде. И все отвечали: «ещё с ктиторских времён». То ли ктиторов первых — а это ХІ век, то ли XVI века, то ли ещё позже.
От влаги лик Богородицы начал белеть, мутнеть. Тогда Геронда пригласил археологическую службу, чтобы разобраться, что происходит. И благо, что в археологии работал мой крестный Антоний Глинус, и Геронда попросил, чтобы прислали именно его.
Крестный был человек очень разумный и перед началом работ сделал две насколько можно точные копии тех частей иконы, которые не были скрыты ризой: лики и руки. Чтобы если вдруг фреска осыпется, когда будут снимать ризу, можно было потом восстановить.
Когда же сняли серебряную позолоченную ризу, подаренную русскими в 1878 году, увидели, что под ней не стена — не фреска, а холст. Причем от влажности он уже складками пошел. Этот холст был закреплен маленькими гвоздиками на фреске по всему периметру. Реставраторы стали аккуратно его снимать, вытаскивая гвоздик за гвоздиком. Так получилось, что последний гвоздик вынимал я.
Сняв холст, увидели за ним сам лик «Скоропослушницы», сильно потемневший.
Мало того. Оказалось, что лики — видные части иконы — были вырезаны с холста и приклеены поверх фрески. Дело в том, что ризу делали «заочно», и когда её прислали в монастырь, лик и риза не совпадали. Пришлось вырезать лики и приклеить их так, чтобы подогнать. Приклеены они были настолько крепко, что их пришлось скальпелями, очень медленно и осторожно отделять от фрески.
На протяжении всех работ я был рядом с реставраторами. Восстанавливали одновременно и фреску, и холст. Фреска была в плачевном состоянии. Потемневшая до черноты, нижняя часть вообще черным черна. Вся волнистая — столько под ней образовалось пустот. Но, благо, сегодня есть технологии реставрации, и всё удалось закрепить.
Тогда, в 1997 году, на 20 дней закрыли доступ паломникам к иконе, 17 дней день и ночь велась реставрация.
Отреставрированный холст приклеили на доску, закрыли его старинной ризой, поместили в резной киот и поставили на место — как ни в чем не бывало. И уже в день панигира, престольного праздника, при всём народе сняли киот, и все увидели отреставрированную фреску. Так в монастыре оказалось две «Скоропослушницы».
***
О том, как появилась копия чудотворной иконы на холсте, известно следующее. В 1770 году примерно была сделана первая серебряная риза человеком по имени Кирилл Схилос. Он же сделал резное обрамление.
Когда началась греческая революция, в 1821 году, здесь, в северной части, было организовано восстание, в котором приняли участие отдельные святогорцы. Но султан послал сюда одного очень опытного в военном деле пашу, и в северной части восстание подавили. Афонские монахи собрали делегацию из 10-20 человек, и послали к паше сказать, что «мы кланяемся твоему государству и твоей мощи, мы в революции не участвовали, оставь нас жить в мире». Паша закрыл этих монахов в Белой башне в Салониках, а сюда прислал трехтысячный гарнизон. Это единственный случай за всю оккупацию Турцией Греции, когда турки пришли на Афон.
Гарнизон разделился на небольшие группы по 30-50 человек и распределился по всем монастырям и скитам. Военные стали требовать от монахов, чтобы те их кормили, поили, обеспечивали «их нужды». Многие монастыри были вынуждены отдать вообще всё, что у них было. И чтобы спасти хотя бы святыни, монахи убегали вместе с ними в южную Грецию, которая в то время уже была освобождена от турок.
Братия нашего монастыря взяли старые ктиторские лампады ХІ века, мощевики серебряные, всё, что ценного было, в Салониках переплавили и отдали, чтобы откупиться от турок. Тогда и была утеряна первая риза «Скоропослушницы».
9 лет турки пробыли на Афоне, но в 1831 внезапно ушли — без сражений, без объяснений. Отцы это событие восприняли как чудо Пресвятой Богородицы, и в неделю о Фоме с тех пор ежегодно мы чествуем чудесное освобождение Афона от турок.
Тогда было решено, чтобы каждый монастырь сделал что-то для своих чтимых икон. Кто-то ризы новые изготовил, ещё как-то украсил. Но Дохиар был беден, и ничего драгоценного не мог себе позволить — ни оклада, ни лампады. Монахи решили хотя бы поновить икону, так как образ был уже сильно потемневший, а реставрации на то время вообще не существовало. И монах-иконописец по имени Никифор сделал на холсте копию чудотворного образа, которую и закрепили гвоздиками на фреске.
Этот холст находился на своем месте до уже упомянутого нами 1878 года, когда неким русским по фамилии Соколов для иконы была пожертвована серебряная позолоченная риза очень тонкой работы. Запись об этом хранится в ктиторских книгах обители.
Когда драгоценный оклад доставили в обитель, оказалось, что изображение на холсте не совпадает с прорезями. Тогда из холста эти части были вырезаны и приклеены на фреску так, чтобы соответствовать ризе.
Со временем вся эта история совершенно забылась, и о существовании холста мы узнали уже когда в 1997 году началась реставрация.
***
В настоящее время фреска находится на своем месте, к ней приставлен драгоценный оклад.
А холст наклеен на доску, закрыт старинной серебряной ризой и установлен в киоте в отдельном храме, построенном в 1744 году рядом с чудотворной иконой. Раз в году именно эту икону братия монастыря вывозит на материк на женское подворье монастыря близ города Сохос, где к чудотворному образу могут прийти все желающие.
Автор: архим. Филофей, экклесиарх монастыря Дохиар .
Текст - протодиакон Александр (Плиска).
https://azbyka.ru/days/ikona-skoroposlushnica